На главную страницу

Введение

Некоторая,наверное, не очень большая часть любителей собирания ножевых изделий (столовых, хлебных, перочинных, складных и т.п. ножей, бритв и ножниц) рано или поздно перейдет от простого накопления всех подряд предметов и несколько наивных вопросов типа «сколько стоит?», «кто производитель?», «когда изготовлен?» к избирательному поиску и более интересным (и, соответственно, сложным) вопросам.

Вот только малая часть таких вопросов.

Сколько было Кондратовых, и кто из них «тот самый известный»? Вам предлагают настоящий нож работы Завьялова? А какого именно — Ивана Гавриловича, Алексея и Федора Ивановичей, Петра и Ивана Афанасьевичей, Николая Михайловича? Или нож Калякина — Ивана, Артемия, Николая или Якова?

И кто такие де-Броглио или Яковлева, Банин, Горшков, Хонин, Фарисеев, Лапин, Капустин, Бедин, Сухов, Корытцев, Брабец, Одинцов, Битюрин, Коробков, Птицын, Волков, Тычкин, Горбунов, Сидоров?

Перочинный нож изготовлен на фабрике Завьялова? Именно об этом говорит надпись на клейме. А, может быть, его клинок ковался в Грудцыне, шлифовка — на речке Тарке, черенок и сладка — еще где-нибудь руками неизвестных мастеров, а в Ворсме у Завьялова велись только термообработка, клеймение, окончательная сборка и упаковка?

А что это за клеймо на клинке? Почему оно такое, а не другое? Какие данные должны были обязательно отображаться на клейме? Кто мог использовать изображение Государственного герба, за какие заслуги давалась такая привилегия? Сколько мастеров, выходцев из Горбатовского и Муромского уездов, было удостоено такого права? Единицы или десятки? Мог ли кустарь с объемом годового производства, например, 1500 рублей серебром и числом рабочих 2-3 человека получить такое право?

На клинке столового ножа — клеймо известного мастера, предмет гордости коллекционера. И все бы хорошо, но нож какой-то не такой... И сразу сомнения — вдруг это подделка? А были ли подделки и какие, что подделывали и для чего?

Одной из самых простых, но в то же время эффектных, характеристик и демонстраций исключительных свойств старого столового ножа является похвала продавцом материала, из которого он изготовлен — настоящая «старая», «царская» сталь, при этом клинок ножа без ущерба гнется в дугу и чудесно звенит. А как режет замечательно! Но что это за такая «старая» сталь, насколько она хороша? Откуда она, с завода или из найденной сто с лишним лет назад рессоры, и, вообще, сталь это или просто морянка? Какие материалы использовали при изготовлении ножей, какой уголь (древесный или каменный) жгли в горне кузнецы? Сколько он стоил? Где и как осуществлялась шлифовка ножевых изделий?

Дюжина столовых ножей с вилками c черенками из черного дерева за 3 рубля серебром — это дорого или нет? Где брали черное дерево? Или красили какое-то другое? А сколько будут стоить такие же ножи с отделкой слоновьей костью или черепаховые? Какое место занимали ножи Павловских мастеров в сравнении с тульскими или даже иностранными?

Конечно, в настоящее время найти сведения по отдельным приведенным вопросам, особенно, при помощи специализированных интернет-форумов, гораздо проще, чем в прежние годы.

Вместе с тем, представляет определенный интерес поискать ответы непосредственно у современников Павловских мастеров — немногочисленных исследователей сталеслесарного района и его ножевой промышленности. С этой целью в настоящий сборник включены материалы более чем 70 печатных источников, относящихся к XIX и началу XX веков. Кроме того, сборник содержит табличные и другие данные почти на 300 мастеров и промышленных заведений, при этом использовались официальные материалы 25 международных и российских выставок указанного периода.


Сборник информационных материалов коллекционера ножевых изделий (Павловский сталеслесарный район, XIX век), часть 1.


 

Яндекс.Метрика